Развитие предпринимательства в России сопровождается углублением экономических преобразований, что предопределяет повышенный интерес к новым теориям и направлениям развития маркетинга и менеджмента. Практика показывает, что классическое определение маркетинга, включающее известные 4 P (Product, Price, Place, Promotion), становится недостаточным, так как не затрагивает процесс взаимодействия всех субъектов рыночной системы. В связи с этим в монографии рассматриваются и другие направления и тенденции развития современного маркетинга. К ним относятся: маркетинг взаимодействия, стратегическая ориентация маркетинга, бенчмаркинг. Маркетинг взаимодействия базируется на непрерывном общении, сотрудничестве всех субъектов маркетинговой сети. При этом кроме известного маркетинга-микс используется перспективная концепция маркетинга, ориентированная на эффективный процесс взаимодействия партнеров и на непрерывный континиум предпринимательства, а не "на сделку за раз". Стратегическая ориентация маркетинга берет свое начало в восьмидесятых годах. Появление этой теории связано с именами М.Портера, И.Ансофа, Карлофа, Ж-Ж. Ламбена и других. Данная концепция направлена на развитие у фирмы конкурентных преимуществ и более полного удовлетворения потребностей потребителей. Бенчмаркинг является новым направлением развития бизнеса. Он связан с поиском и изучением наилучших методов и способов предпринимательства, чтобы осуществлять собственный бизнес еще лучше и производительнее. В настоящей монографии приводятся теоретические и методологические основы современного маркетинга, маркетинговых исследований и бенчмаркинга. Данная публикация является логическим завершением серии предыдущих работ авторов [2,7,8,9,10]. Особенностью исследования является рассмотрение проблем маркетинга с позиции принятия управленческих решений. Важное место в работе отводится проблемам проведения маркетинговых исследований, которые способствуют принятию маркетинг-менеджерами соответствующих решений. Впервые в отечественной литературе вводится понятие стратегически ориентированное маркетинговое исследование. Авторы выражают рецензенту д.э.н., профессору О.А.Новикову искреннюю благодарность за глубокое ознакомление с рукописью и предложения по улучшению структуры монографии, д.э.н., профессору Багиеву Г.Л. за научную редакцию, а также асс. Соловьевой Ю.Н., инж. Галимовой Д.И. за подбор и подготовку материалов рукописи к изданию. Предложенные методология и методика отнюдь не бесспорны, некоторые утверждения следует рассматривать как личную точку зрения авторов, однако изложенный материал, как нам представляется, позволит по новому взглянуть на принципы философию маркетинговых исследований в системе разработки бизнес-решений. Оглавление Глава 1. Стратегические направления развития маркетинга Глава 2. Концептуальные основы формирования теории маркетинговых решений Глава 3. Дизайн маркетингового исследования Глава 4. Методы получения и обработки маркетинговой информации Глава 5. Бенчмаркинг и маркетинговые исследования в разработке стратегий маркетинга Литература 1.Авдулов П.В. Введение в теорию принятия решений. - М., 1977. 2.Аренков И.А., Ченцов В.И. Маркетинговые исследования. / Под ред. проф. Багиева Г.Л. - Л.: ЛОП ВНТОЭ, 1991. 3.Аренков И.А. Маркетинговые исследования: основы теории и методики. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992. 4.Афанасьева Н.В., Багиев Г.Л., Лейдиг Г. Концепция и инструментарий эффективного предпринимательства: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. 5.Аунапу Ф.Ф. Научные методы принятия решений в управлении производством. - М.: Экономика, 1974. 6.Багиев Г.Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. 7.Багиев Г.Л., Аренков И.А., Мартынова М.В. Benchmarking в разработке стратегий маркетинга // Маркетинг в системе управления предпринимательством. - Киев, 1996. 8.Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы маркетинговых исследований: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. 9.Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы современного маркетинга: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995. 10.Багиев Г.Л., Аренков И.А., Соловьева Ю.Н. Бенчмаркинг - как функция и инструмент предпринимательской деятельности. В кн.: Международная научная конференция " Маркетинг и культура предпринимательства: Тезисы докладов. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. - Ч.1. 11.Багиев Г.Л., Брячак И.В., Ченцов В.И. Оценка маркетингового потенциала предпринимательских структур. В кн.: Международная научная конференция " Маркетинг и культура предпринимательства: Тезисы докладов. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. -Ч.1. 12.Багиев Г.Л., Варжапетян А.А., Левицкий Н.В. Маркетинговые исследования рынка ценных бумаг. В кн.: Маркетинг и предпринимательство: ученые записки факультета коммерции. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995. 13.Багиев Г.Л., Новиков О.А. Маркетинг средств производства: основы планирования, организации и экономики: Учеб. пособие. - Л.: ЛФЭИ, 1991. 14.Багиев Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии: Материалы к научно-практическому семинару / Л.: Ленинградское областное правление ВНТОЭ, 1990. 15.Багиев Г.Л., Светуньков С.Г., Козлов М.А. Прогнозирование в маркетинговых информационных системах. В кн.: Маркетинг и рыночные сети: ученые записки коммерческого факультета / СПбУЭФ. - СПб., 1994. - Ч.2. 16.Багиев Г.Л., Светуньков С.Г., Лукьянова А.Л. О методологиях коньюнктурных исследований. В кн. : Международная научная конференция " Маркетинг и культура предпринимательства": Тезисы докладов.- СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. - Ч.2. 17.Багиев Г.Л., Синицин О.А., Шандыбин Д.В. Исследование и анализ рынка рекламодателей Санкт-Петербурга. В кн.: Маркетинг и предпринимательство: ученые записки факультета коммерции. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995. 18.Бир Ст. Наука управления. - М.: Энергия, 1971. 19.Блюмберг В.А., Глущенко В.Ф. Какое решение лучше? Метод расстановки приоритетов. - Л.: Лениздат, 1982. 20.Венделин А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения: Методический аспект. - М.: Экономика, 1977. 21.Гвишиани Д.М. Организация и управление. - М.: Наука, 1970. 22.Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. - М.: Высш. шк.: ИНФРА-М, 1996. 23.Диксон Дж. Проектирование систем. - М.: Мир,1961. 24.Завгородняя А.В., Кодзевич М.С. Маркетинг: методы и процедуры: Учеб. пособие.- 1990. 25.Карлоф Б. Деловая стратегия. - М.: Экономика, 1991. 26.Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. - М.: Прогресс, 1979. 27.Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990. 28.Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. - Спб.: Наука, 1996. 29.Ларичев О.И., Мечитов А.И., Ребрик С.Б. Анализ риска и проблемы безопасности. Преп./ М.: ВНИИСИ, 1990. 30.Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. - М.: Наука, 1979. 31.Ластед Л. Введение в проблему принятия решений в медицине. - М.: Мир, 1971. 32.Льюс Р., Райфа Х. Игры и решения. - М.: Изд-во иностр. лит., 1961. 33.Льюис К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей. - М.: Финансы и статистика, 1988. 34.Методические указания к проведению практических занятий по курсу "Маркетинг" для всех форм обучения./ Под ред. проф. Г.Л. Багиева. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. 35.Оптнер Ст. Системный анализ для принятия решений деловых и промышленных проблем. - М.: Сов. радио, 1969. 36.Робинсон К. То, что Вы всегда хотели знать о маркетинговых исследованиях, но никогда не решались спросить // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1996, ?1. - С. 7 -18. 37.Рос Джей. Низкозатратный маркетинг - Финляндия: Васала, 1994. 38.Тихомирова Н.Г. Модели и методы прогнозирования рынка. - М.: МИНХ им. Г. В. Плеханова, 1991. 39.Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. - М.: Статистика, 1978. 40.Швальбе Х. Практика маркетинга для малых и средних предприятий: Пер. с нем. - М.: Республика, 1995. 41.Форрестер Дж. Основы кибернетики предприятий. - М.: Прогресс, 1971. 42.Bauer P. Какой сервис имеет смысл? Бенчмаркинг в логистике. 1993. 43.Boyd H.W., Westfall J. and R. Marketing research: Text and cases. - London, 1972. 44.Bruckhardt W.Цикл ключевых вопросов о бенчмаркинге: новаторское и компетентное создание ценности. 1993. 45.Сamp R.C. Benchmarking. The Search for Indastry Best Practices That Lead to Superior Performance, ASQC Industry Press, Milwaukee, Wisconsin, 1989. 46.Сateora P.R. International marketing. - Irwin, Boston, 1990. 47.Сharchill G.A. Marketing Researsh, Technological Foundtions, Chikago, The Dryden Press, 1991. 48.Erfolgreiche Marktforschung im Investitionsguutervertrieb: Handbuch d. Informationsguеllen, Methoden, Anwendungsbereiche / von Helmut Langer u. Hermann Sand. - Berlin; Muunchen: Siemens- Aktiengesellschaft, 1983. 49.Furey T.R. Бенчмаркинг ключ к созданию конкурентного преимущества на этапе зрелости рынка. 1987. 50.G. Leidig. Benchmarking - Lernen von den Besten, Leistung und Qualitaut steigern, in: Informationen Betriebswirtschaft I/1995, Hsrg.: Bundesverband Druck E.V., Wiesbaden, 1995. 51.G. Leidig. Oukologisches Benchmarking a[color=red]m Beispiel der Abfallwirtshaft in Druckbetrieben, in: Controlling 1995. H. 6. S. 378 ff. 52.Krokowski W. Сравнение с лучшими в мире конкурентами. Бенчмаркинг в управлении снабжением. 1993. 53.Meffert H. Marketing: Grundlagen der Absatzpolitik; mit Fallstudien Einfuuhrung und Relaunch des VW-Golf / H.Meffert.-7., uuberarb. u. erw. Aufl., Nachdr. - Wiesbaden: Gabler, 1993. 54.Ohinata Y. Бенчмаркинг: японский опыт. 1985. 55.Pesch J.Grundzuuge des Marketing. - Muunchen: Verlag fuur Wirtschaftsskripten, 1988. 56.Reves G., Pfleger E. Мировой класс в качестве стандарта - как подняться к вершинам с помoщью бенчмаркинга. 1993. 57.Schuchart - Fischer u.a., Multivariate Analyseverfahren, 2 Anlage, Berlin. 1982. 58.Shetty Y.K. Ставя высокую цель: конкурентный бенчмаркинг для наилучшего функционирования. 1993. 59.Venetucci R. Бенчмаркинг: проверка реальностью стратегии и целей работы. 1993. 60.Watson G.H. IL Benchmarking / edizione italiana A/ cura di Piercarlo Ceccarelli, Franco Angeli, - Milano., 1995. 61.Wehrli H.-P. Marketing. 2., uuberarb.- Wetzikon; Switzerland: by WWC AG, 1992. 62.Гренроос К. Маркетинг и менеджмент услуг.Lexingston Books, 1990. 63.Usingthe 7 Ps fs f generic marketing mix: an exploratory survey of UK and European marketing akademics/ Rafig M., Ahmed P.K.//Market. Intell and Plann. - 1995. - 13/ - ? 9. - с.4 -15. 64.Huttner M. Grundzugt der Marktforschung. - Berlin; New York: de Gruyter, 1986. 65.Bresin S. Pratiquer le benchmarking. 1995. 66.Matheson D., Matheson J., Menke M.Making excelent R&D decisions. 1994.
|